http://www.russ.ru/politics
Тема: Проблемы политической
левизны.Пойдешь
налево - придешь направо?
Колонка
редактора
Дата
публикации: 24 Января 2002
Многие
сегодняшние консерваторы
в юности были левыми.
Причины "поправения"
вполне банальны: с
возрастом человек
начинает отдавать большее
предпочтение
индивидуальным ценностям,
нежели "светлым
идеалам". Значит ли это,
что на любой левой
идеологии можно ставить
ярлык: "утопия"? Идея
всеобщей социальной
защиты, например, вовсе не
выглядит утопичной - хотя
бы потому, что реализована
в "социальных
государствах". Идеи
антиглобализма также не
выглядят утопичными (хоть
их таковыми часто пытаются
представить). Даже
анархизм не выглядит
утопией - если речь идет об
отказе не от любой
иерархии, а лишь от
иерархии государственной:
любое неформальное
сообщество анархично
именно в силу своей
неформальности.
Почему
в таком случае хочется
отождествлять "левое" с
"юношеским",
"радикальным",
"утопическим"? Чтобы это
понять, необходимо
пристальнее приглядеться к
тем левым идеям, которые так
или иначе воплощаются в
жизнь на государственном
уровне. Прежде всего это -
идея всеобщей
социальной защиты.
Я уже указывал, что смысл
этой защиты - вовсе не в
милосердии, а в профилактике
бунта... Получается, что
социальная защита
обеспечивает
государственную
стабильность, которая,
очевидно, представляет собою
ценность прежде всего с
точки зрения правых, а вовсе
не левых. Антиглобалистские
лозунги можно
переформулировать, изъяв из
них узко-экономическую
риторику и оставив
антиглобализм в чистом виде.
Тогда эти лозунги будут
звучать примерно так:
"Сохраним традиционные
ценности!" Это, конечно,
критика капитализма, только
не слева, а справа! Идея национализации
экономики
(смягченный вариант – идея
расширения госприсутствия в
экономике) - якобы для
гарантии более равномерного
распределения ресурсов, -
воплотившись, ведет к
обеспечению
госсуверенитета. Можно ли
считать Третий Рейх
государством, воплощавшим
левые ценности? Скорее уж,
КПРФ можно считать правой
партией, которая использует
левую риторику.
Еще
одна левая ценность - массовость
- также была воплощена в
Третьем Рейхе. Ценность
эта более относится к
сферам искусства, чем
политики: власть элитарна
по своей природе и не может
быть массовой. Видимо, это
и является объективной
причиной, по которой левые
идеи, воплощаясь на
государственном уровне,
оказываются идеями
правыми. Идея анархизма,
вполне воплощаемая на
уровне негосударственном,
при перенесении в
государственные сферы
выглядела бы нелепо,
самоубийственно. Анархизм,
наверное, является левой
идеей в чистом,
рафинированном виде: в
основе анархизма лежит
отрицание. Это -
безоценочная констатация.
В мире значительно больше
сущностей, достойных
отрицания, нежели
сущностей, достойных
утверждения. Но при любом
отношении к той или иной
системе было бы наивно
ожидать, что в рамках этой
системы могут быть
воплощены антисистемные
идеи.
Что
же получается? Ничего нового.
Аутентичное воплощение
левых идей - это бунт, от
стачки до революции, от
нудистских акций общества
"Долой стыд!" до
террористических актов.
Компромиссы здесь
невозможны, действия в
рамках законности
несовместимы с отрицанием
законности, а признание
законности - несовместимо с
левыми идеями. "Левое
государство", таким
образом, невозможно по тем же
причинам, по каким
невозможно государство
христианское. При этом, если
"левое государство" -
словосочетание неловкое, то
"левая партия" -
словосочетание вполне
привычное, но от этого не
менее абсурдное. Система не
позволяет себя разрушить,
позиционируя всех
бескомпромиссных левых как
чудаков и/или преступников, а
всех "компромиссных"
обращая в правых.
Кирилл
Якимец
|