Ї Список
всіх партій 2002 Ї Філософія
Українця Ї Каталог Ї Запитання
- відповіді Ї Статті Ї Форум Ї Гостьова
На головну
сторінку.
|
. Українець. |
Какой зверь придет на бал украинской политики вместо медведя? Андрей Н. Окара. |
Как-то однажды некую безголосую и убогую российскую эстрадную певицу спросили в телеинтервью: а что, наверное, можно любого бомжа на улице подобрать и при наличии денег найти ему композитора, песни, студию, продюсера и сделать из него за полтора года суперзвезду? Что нужно для популярности: средства и связи или все-таки врожденный талант и трудолюбие? Певица, кстати, уроженка Западной Украины, смутилась, а ее папа - композитор и продюсер, также присутствовавший в студии, злобно огрызнулся: "А вы сами попробуйте - подберите на улице бомжей и наделайте из них поп-звезд!". Почти такая же задача стоит и перед организаторами предвыборных президентских и парламентских кампаний на Украине - сделать из заведомо нехаризматичных или слабохаризматичных типов виртуальных суперзвезд. Украина: генератор или ретранслятор? Существенной особенностью украинского политического пространства и политического сознания украинцев является их относительно небольшая самостоятельность и сравнительно низкий креативный потенциал. Одним из симптомов неразвитости политической системы может служить тот факт, что Украина является не генератором, а ретранслятором общезначимых политических импульсов, технологических схем, моделей элитного и электорального поведения. Подобную ущербность, "младшебратовость", запаздывание в развитии можно объяснять различными причинами - в частности, отсутствием на протяжении столетий самостоятельного украинского государства, деукраинизацией национальной элиты и т.д. Однако для современного политического процесса важны не причины, а следствия - в самом деле, ведь не пояснять же свою несостоятельность ссылками на исторические реалии XVI века. Отсюда проистекает присущая украинскому электоральному полю в целом боязнь риска и патологическая тяга к повторению чужих социальных, политических, экономических сценариев (прежде всего российских), пусть даже не самых удачных на родине и откровенно сомнительных в специфически украинских условиях. Поэтому разнообразные новации, имевшие место в России и показавшие свою несостоятельность, на Украине воспринимаются как должное и неотвратимое - это как покорность судьбе. Украинцы морально и психологически готовы претерпеть все те страдания, которым подверглись россияне: приватизация, "ваучеры", финансовые "пирамиды" типа "МММ" и прочие социальные "аттракционы" появились на Украине уже после того, как Россия на собственном примере доказала всю порочность подобного рода проектов. И хотя украинцы все видели и все понимали, но, вдоволь напотешавшись над Ленями Голубковыми и доверчивостью российских "лохов", через полгода-год, когда отделения этих грабительских контор открылись на Украине, сами добровольно понесли туда свои "скарбы". Понятно, что смысловая разреженность украинского политического пространства просто не может не привлекать специалистов из Москвы - политтехнологов и разнообразных "пиарщиков". Многие из них в настоящее время думают не только и не столько о выборах в Верховную Раду, но уже и о том, как они будут "делать" Украину после 31 марта 2002 года. Никто из московских экономических и политических "варягов" не скрывает также желания поставить в 2004 году своего, управляемого из Москвы, президента - против управляемого, как они считают (кажется, не без оснований), из Госдепартамента США Виктора Ющенко. Впрочем, дело не только в московских "гостях", которые, с одной стороны, не ощущают и не хотят ощущать украинских условий, а с другой, - не желают излишне напрягаться, придумывать инновационные сценарии, полагая, часто справедливо, что народ "схавает" все и так, в том числе залежалый "second hand" - типа, для Украины сойдет и виртуальный продукт "второй свежести". Сами заказчики, приглашающие "москвичей", не всегда в курсе относительно своей собственной национальной специфики, поэтому и заказ порой формулируется в том смысле, "шобы было как в Москве". Хронотопы украинской политики "отстают" от российских примерно года на три. Об этом свидетельствуют, как минимум, электоральные процессы последних лет. Вопрос в том, что является причиной "запаздывания": леность московских технологов или готовность украинского электората к подобного рода "гуманитарным экспериментам" над собой? Россия-1996 / Украина-1999: "Голосуй или..." К сожалению, Украина заимствует из российского опыта чаще именно худшее. А лучшее - например, государственнический дискурс мышления, способность отстаивать свои интересы на международной арене, склонность к геополитическому и глобальному мышлению - это все не об украинских политиках. Образы и имиджи российских отцов отечества довлеют над их украинскими коллегами. На уровне подсознания россияне как бы дают санкцию - мол, и так тоже можно себя вести. Например, московский мэр Юрий Лужков является идеалом не только для мэров многих российских городов. Мэр Киева Александр Омельченко, без сомнения, ощущает себя "украинским Лужковым". Возможно, по этой причине его рука не дрогнула повторить то безобразие с Майданом Незалежности, которое Юрий Лужков учинил с Манежной площадью. Исторический центр Киева уничтожается примерно с таким же воодушевлением, как несколькими годами раньше - исторический центр Москвы. И хотя киевская "Тетка на стволе" менее отвратительна, нежели московский Колумб в образе Петра I, киевлянам от этого не легче. Для полного совпадения мэру Киева осталось выступить разве что с инициативой присоединения к Украине какой-нибудь российской территории с преобладающим украинским населением - например, Кубани или Белгородщины. А вот, скажем, первый президент независимой Украины Леонид Кравчук похож не на первого президента России Ельцина, а скорее на Михаила Горбачева, вплоть до параллелей в постпрезидентской жизни: они оба превратились в свадебных генералов - учредителей разнообразных фондов, институтов, председателей партий, рекламантов пиццы и, кажется, даже авторов бульварных газет. Впрочем, когда надо "освятить" какое-нибудь событие вроде конституционного переворота зимы 2000 года, где первый украинский президент возглавлял "парламентское большинство", или перевыборы Кучмы на второй срок, потребность в нем и, соответственно, его политический вес значительно возрастают. Горбачева по понятным причинам не приглашают даже на такие роли. Украинские президентские выборы 1999 года вообще совпали с российскими 1996 года вплоть до персональных параллелей: Кучма - Ельцин, Симоненко - Зюганов, Марчук - Лебедь, Витренко - Жириновский. История криво усмехнулась даже при подборе личностей председателей Центризбиркомов: Николай Рябов в России-1996 и Михайло Рябец в Украине-1999. В России-1996 в ситуации угрозы непереизбрания Ельцина наблюдалась невиданная ни ранее, ни когда-либо после консолидация олигархов - "семибанкирщина". На Украине-1999 наоборот: несколько предвыборных штабов Кучмы, не в пример "семибанкирам", жестко конкурировали между собою - то ли это особенность украинской ментальности, то ли абсолютная уверенность в победе своего патрона (и как следствие - желание каждого штаба оказаться главным автором победы). Несомненной технологической новацией украинских президентских выборов стало создание "каневской четверки" - антикучмовской коалиции кандидатов в президенты (Мороз, Ткаченко, Марчук, мэр Черкасс Олийнык). Сама идея концептуально не такая уж и плохая, но только не для Украины! Не для украинского политического менталитета, склонного к компромиссам и не склонного к групповой борьбе! Сам Кучма время от времени повторяет с лукавой улыбкой: "Де два украiнця, там три гетьмани". И на Украине это всегда действует безотказно - именно таким был лейтмотив медиа-кампании против "каневской четверки", которая так и не сумела выдвинуть единого кандидата. Апокалиптический сценарий угрозы "красного реванша" был разыгран как по нотам. Никому так не должен быть благодарен нынешний президент Украины за свое переизбрание как лидеру коммунистов Петру Симоненко - даже в большей мере, чем Ельцин-2 Зюганову. Александр Мороз тогда явно не вписался в политтехнологический расклад, придуманный московскими специалистами и киевскими рулевыми "админресурса", - его информационно "зачистили" - "отключили" от электоронных СМИ. Тогда это помешало Морозу стать президентом Украины - теперь точно так же поступают с "неформатной" Юлией Тимошенко, полностью изолировав ее от телевидения, поскольку именно видеообраз "украинской Жанны д'Арк" является одной из самых эффектных составляющих ее имиджа. В целом, хоть цель по переизбранию Леонида Кучмы-2 и была достигнута, о той PR-работе сложно отозваться как о высококлассной и оригинальной. Россия-1999 / Украина-2002: Кто против медведя? Московские специалисты получили заманчивые заказы из Украины: создать "украинское "Единство" и "украинский СПС". Однако никакого "Медведя" не получится. Если в России-1999 неизбежное в таких случаях безобразие, прикрываемое обыкновенно эвфемизмом "админресурс", было сконцентрировано фактически в одних руках, то на Украине-2002, как и прежде, - оно уже сейчас распылено по четырем-пяти колоннам, ключ (точнее, отмычка) к "админресурсу" - сразу в нескольких руках. Четыре партии, составляющие блок "За едину Украiну" (сокращенно: "За едУ"- подарок для Фрейда!), по стилю поведения похожи скорее на голодных обитателей саванны (семейство собачьих, отряд хищных), вырывающих друг у друга куски "админресурса". Карта Украины уже разодрана на четыре части, в каждой из которых доминирует одна из входящих в блок партий. В одной структуре их удерживает разве что Наивысшее Пожелание и, возможно, соответствующие обещания. Критические ситуации, требующие мобилизации всех сил, украинцев, как правило, не сплачивают, а наоборот - разъединяют. "Каневская четверка" аукнется власти на нынешних выборах. Тем более что "дрессировщиков" российского "Медведя" уже арендовала другая партия, восполняющая недостаток "админресурса" избытком электронного "медиаресурса". А другие "дрессировщики" (даже московские, не говоря об украинских!) с крупными хищниками работать не умеют. Отсюда и просчеты. Так, российское "Единство" персонифицировалось в 1999 году прежде всего "фэйсами" "настоящих крутых мужиков": "борца с кризисами" (реальными чрезвычайными ситуациями, а не "методологическим" виртуалом) Шойгу и самого что ни на есть "медведя" - борца-чемпиона Карелина. Главный распорядитель "админресурса" - блок "За едину Украiну" - никак не мог определиться с первыми номерами избирательного списка. Сообщество с обличиями Литвина - Пустовойтенко - Кинаха - Семиноженко не похоже не то, что на партию Шойгу - Карелина, но даже на НДР образца 1995 года: нет своего Никиты Михалкова. Единственного молодого и телегеничного Сергея Тигипко задвинули куда подальше. И он, конечно, не фонтан, но остальные... Это напоминает анекдот о концлагере. Над ямой, в которой сидят евреи, усиленная охрана: мол, один вылезет - всех за собой вытянет. Над ямой, в которой сидят русские, тоже охрана, но поменьше: мол, хоть один, да вылезет. Над ямой, в которой сидят украинцы, - никакой охраны. Почему? Оказывается, один кто-нибудь пытается выбраться, так остальные его за ноги вниз стаскивают... Но если не "Медведь", то какой зверь будет политкорректным для украинских заказчиков и избирателей? Либеральный русскоязычный "Слон" (было такое объединение на прошлых парламентских выборах в 1998 году) успешно доказал, что вовсе не Украина является родиной этих животных. Кто еще остался в политтехнологическом зоопарке? Волк? Мамонт? Заяц? Более близкие в культурном и гастрономическом отношении Кабан со Свиньей? (Симптоматично, что в Киеве весь этот околополитический тусняк называют не иначе как "политикум".) Однако куда как более сложная задача стоит перед теми "технологами" и "методологами", что взялись раскручивать "украинский СПС" - одно либеральное объединение, чья аббревиатура расшифровывается не иначе как "Неопознанный Летающий Объект", причем залетевший явно не в ту сторону: приверженцев либеральной идеологии в нищей Украине даже меньше, чем в России, - порядка 1%. Да и те, что есть, скорее предпочтут "народный капитализм" в духе "Яблука" Михаила Бродского (кстати, название этой украинской партии также симптоматично с точки зрения российского влияния: в России название, символизирующее изгнание из райского сада, восходило к фамилиям основателей - Явлинского, Болдырева, Лукина; правда эмблема украинского "Яблука" - ананас - отсылает к иному контексту: мол, "ешь ананасы, рябчиков жуй..."). Главный НЛО-шник, гиперлиберальный подопечный московских "борцов с кризисами", в конце ноября объявил, что будет подбирать списочный состав своего предвыборного блока... на конкурсной основе по Интернету! Для Украины подобный цирк, конечно, внове, но в России те же технологи точно таким способом уже подбирали команду для представителя президента в Приволжском Федеральном округе Сергея Кириенко. Хотя, не исключено, элитное рекрутирование по Интернету может в украинском политическом пространстве иметь определенные успехи - ведь чтобы талантливому и способному человеку, особенно провинциалу, сделать политическую карьеру, надо немало пообтираться во всяких партийных тусовках, желательно также по дороге в Киев стать подлецом, конформистом, циником. А тут "вертикальная мобилизация". - Провидение с лицом московских "методологов" вдруг действительно посылает Шанс. Ну, разумеется, не в виде депутатского мандата и девяностометровой квартиры на бульваре Леси Украинки, а в виде возможности "посветить фэйсом" по телевидению, стать узнаваемым в своем N-ске или NN-граде... Впрочем, в арсенале украинских заказчиков есть еще и свои "технологии добора" недостающих голосов, успешно обкатанные на предыдущих парламентских выборах. И вот тут "москвичи" крайне необходимы, пусть даже не в качестве мозгового штаба, а в качестве мебели: мол, именно благодаря этим ловцам душ партия NNN(n) набрала, не 1%, как показывали соцопросы, а, скажем, сразу 8%. Россия-2000 / Украина-2004: "Украинский Путин" Юлия Тимошенко совершенно справедливо отметила, что президентская кампания 2004 года началась уже сейчас - в ходе парламентских выборов, и что все лидеры партийных блоков мечтают о президентском кресле. И, конечно же, все, в том числе избиратели, вполне четко ориентированны на проект "украинский Путин". Сам российский президент очень популярен на Украине. Возможно, даже больше, чем в России, поскольку для украинцев этот образ виртуален, и его восприятие не отягощено вполне осязаемыми последствиями, не всегда приятными. Вообще же, российский пример разлагающе повлиял на украинское политическое сознание - теперь все ждут чуда, "Бога из машины", который разрешает все драматические коллизии. А он не придет. И сразу по нескольким причинам. Во-первых, московские владельцы "know-how", по всей видимости, уже сделали ставку на вполне известного и хорошо раскрученного украинского политика, неожиданно, правда, отозванного с довольно высокого поста (по крайней мере, последний до недавнего времени был уверен, что его интересы лоббируются в Кремле). Во-вторых, они сами не заинтересованы в политической самостоятельности Украины, а ведь главная составляющая проекта "Путин" - именно в обретении государством своей субъектности как во внешней, так и во внутренней политике. В-третьих, пока реализация подобного проекта на Украине невозможна по кадровым причинам. Французский геополитик Жан Парвулеско назвал Путина Человеком Судьбы, имея в виду воплощаемые в фигуре российского президента элементы провиденциализма и мистической харизмы. Украинское политическое пространство, ровно как и украинское политическое сообщество, не мыслит в подобных категориях. Мистические метаморфозы пока обходят его стороной, - и радоваться тут нечему. Впрочем, это не значит, что "украинского Путина" не надо искать. Или не надо воспитывать. В недрах украинских спецслужб в начале 2001 года, в период "Кучмагейта", разрабатывались сценарии возможных на тот момент досрочных президентских выборов. Нация должна была бы психологически сплотиться вокруг новой "сильной руки" и "стальной воли". В качестве возможных очагов нестабильности рассматривалось усугубление межнациональной напряженности в Крыму и осложнение украинско-румынского конфликта вокруг острова Змеиный. Но гипотетический приход "украинского Путина" мог бы повлечь и "зачистку" или "нейтрализацию" некоторых ключевых на тот момент "олигархов". Поэтому, по всей вероятности, с будущим президентом Украины особых неожиданностей не будет - его изберут (либо назначат - с последующим избирательным карнавалом) из круга хорошо известных лиц. Вот они: Андрей Деркач, Владимир Литвин, Виктор Медведчук, Сергей Тигипко, Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко. При этом из игры окончательно не исключаются представители старшего поколения: Леонид Грач, Евгений Марчук, Александр Мороз, Леонид Кучма-3. Будет также ряд малопроходных кандидатов-самовыдвиженцев, создающих "белый шум" и отбирающих голоса у тяжеловесов. Например, лидер народно-либерального "Яблука" Михаил Бродский, выступающий в образе то ли Карлсона, то ли олимпийского Мишки. Несомненно, Наталья Витренко-как-женщина будет использована на президентских выборах 2004 года против Юлии Тимошенко - точно так же, как в 1999 году против Александра Мороза была использована Витренко-как-социалист. На Украине существует еще один сценарий обретения президента, отвергнутый в свое время в России, под условным названием "Юрий Гагарин". В качестве кандидата рассматривается некий публичный и сверххаризматичный деятель культуры или спорта, чей авторитет и популярность ни у кого не вызывают никаких сомнений. В России думали о Никите Михалкове - не иначе, насмотревшись его рекламного ролика о сибирских парикмахерах и о нем самом в образе Императора. (А как же он в те годы витийствовал о монархии! Как самозабвенно цитировал Ивана Ильина!) Короче, "донецкая" группировка, супервлиятельная в экономическом отношении, но совершенно лишенная харизматических политиков, вспомнила о существовании гениального прыгуна с шестом, тоже дончанина Сергея Бубки. Чего же следует ожидать от украинских парламентских выборов-2002? В ближайшие месяцы на Украине будет много суеты, рутинной работы, психологического дискомфорта, нервного напряжения и пьяных москвичей в соответствующих киевских заведениях. Но интересного - немного. Александр Мороз свои три попытки стать президентом (или в терминологии компьютерных игр, - "три жизни") уже отыграл. Первый раз - в 1994 году, когда основная борьба за Кресло развернулась между соавтором Беловежских протоколов Кравчуком и экс-директором, экс-премьером "евразийцем" Кучмой. Тогда Мороз имел меньший вес, но большие перспективы. Следующий раз, через пять лет, в 1999 году, - снова третье место. Предприниматель в прошлом, низкохаризматичный лидер коммунистов Петр Симоненко, воспользовавшись узнаваемостью коммунистического бренда, заблокировал бывшему спикеру Морозу возможность избирательного поединка с Кучмой. До сих пор аналитики, а также уже и историки, спорят относительно реальных мотиваций Симоненко, который, кстати, не проявлял ни малейшей воли к победе - кто-то очень точно назвал его участие "победоносным поражением". Чего он в действительности боялся? Ведь в случае снятия его кандидатуры во второй тур выходил бы Мороз, и существующему истеблишменту пришлось бы в спешном порядке паковать чемоданы. Третий раз удача отвернулась от Александра Александровича спустя год, в конце 2000-го. Считается, что полувиртуальный майор Мельниченко выбрал Мороза на роль информационного киллера для обнародования записей сюрреалистических бесед якобы президента с якобы окружением за его безупречную репутацию честного человека. Возможно и так. Но несложно себе представить, какая конфигурация сложилась бы вокруг Кресла, если бы пленки обнародовал, скажем, кто-то иной - пусть даже и без морозовской харизмы. Кармазин, Габер, Григорий Омельченко, да мало ли кто еще? И далеко не факт, что тогдашний премьер Виктор Ющенко имел бы наибольшие шансы сесть в Заветное Кресло. А так оно в очередной, вероятно, последний раз просвистело мимо Мороза по касательной. Блок Александра Мороза может пройти в Верховную Раду лишь при мобилизации всех без исключения усилий и при нейтрализации большинства противодействий. Но это скорее нереально, чем реально. Примерно такие же возможности имеет Блок Юлии Тимошенко. С той лишь разницей, что его прохождение скорее реально, чем нереально. От Виктора Ющенко как личности и его блока "Наша Украiна" никаких подарков ждать не приходится. Сам тип харзимы экс-премьера весьма необычен - те аспекты поведения, за которые других людей обычно считают малодушными, безвольными, циничными и даже предателями, лишь поднимают его рейтинг. Кто-то ернически заметил: "Нация влюбилась в бухгалтера". Официальный статус русского языка на законодательном уровне закреплен не будет. И отзыв экс-вице-спикера Медведчука не имеет к этому никакого отношения (ну не за русский язык, в конце концов, против него голосовали коммунисты!). Это вечный предвыборный трюк: кто только не обещал "великому и могучему" госстатуса на Украине! В принципе, большая часть информационного шума на эту тему генерируется приезжими PR-москвичами, которые не очень-то готовы вникнуть в проблематику и по этому вопросу похожи скорее на жертв собственной пропаганды, а не на ее "креаторов". Еще любопытный момент - использование властью бренда "аполитичности". На украинских парламентских выборах в 1998 году блестящий результат показали "Зеленые": мы, мол, не политики, мы - за чистый воздух и против Чернобыля. Они известны своими карнавальными PR-акциями с тасканием гробов по Крещатику - почти в духе учения Михаила Бахтина. Но хоть эта партия и имеет на новых выборах шанс набрать 4%, такие трюки, подобно известным изделиям, сугубо одноразовы. Эстафету "управляемого успеха" примут новые "аполитичники" - на сей раз политобъединение "Жінки за майбутне", которое создавалось то ли специально под Первую Леди, то ли для "нейтрализации" Газовой "Леди Ю.". Но тоже со своей функцией справятся - отберут у конкурентов пару процентов голосов, а то гляди - и в Раду просочатся. Коммунистам, чтобы получить свои двадцать с лишним процентов, вообще никаких усилий прикладывать не надо - лишь почаще "светить брендом". И власть им в этом только поможет - ведь должны же эти самые ленинцы иметь какие-то дивиденды со своего статуса ручной, управляемой оппозиции? Остальные украинские политические силы представляют совсем небольшой интерес, и вне зависимости от своего проникновения или непроникновения в высший законодательный орган будут совершенно независимы. В том смысле, что едва ли от них будет что-то зависеть. Впрочем, может оно и к лучшему. |